Психологические проблемы использования игр на мобильных телефонах у школьников 10-11 лет

  •  
  • 2
  •  
  •  
  • 3
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
    5
    Поделились

      В силу возрастных особенностей проблема использования игр на мобильных телефонах наиболее актуальна именно в детском и подростковом возрасте. Хотя в младшем школьном возрасте учебная деятельность является ведущей, но игра занимает много места в жизни школьников. Ребёнок взаимодействует с окружающим миром через игру в компьютер или телефон.
В возрасте 10-11 лет дети переходят в подростковый период. В 10 лет ребенок начинает формироваться не только физиологически, но и психологически. У него появляются новые чувства, очерчивается характер. Основной проблемой, которую ребенок должен решить в этом возрасте — понимание своей индивидуальности. На это влияет комплекс неполноценности, что уже существует или только зарождается, который выражается в постоянном психическом напряжении. Не меньшее влияние на формирование индивидуальности имеют и отношения внутри семьи.
Новым в развитии ребенка этого возраста становится и более глубокое самосознание личности, становление которой возможно, опять же, только благодаря общению. В одиннадцать лет дети чаще, чем в девятилетнем возрасте, проявляют упрямство, кичатся своими недостатками, противопоставляют себя родителям.
Первое, что становится заметным — резкое ухудшение поведения: желание поступать вопреки чужой воле, упрямство, драчливость, неприкрытое хамство. Ребенок всеми своими поступками пытается утвердить свое «право» на независимость, пытается освободиться от опеки и контроля со стороны взрослых. В этот период родители нередко теряют контакт со своим ребенком. Обычно, это происходит потому, что родители не учитывают особенностей его возраста, относятся к нему, словно к маленькому.


Игры школьников отличаются от плюшевых зайчиков и кукол, которые вовсе не исключаются, но переходят в разряд любимых сувениров. В 10-11 лет главным интересом детей является учеба, поэтому они живо интересуются логическими головоломками, играми-загадками, настольными карточными играми, сочетающими в себе увлекательный досуг и познавательную деятельность. Многие младшие школьники перенесли сферу своих интересов в компьютер, планшет или современный мобильный телефон. Они без труда могут бесплатно закачать на свой телефон разнообразные игры. Выбор у Play-маркета достаточно большой на любой вкус и цвет, как для мальчиков, так и для девочек.
Все вышеперечисленные факторы могут способствовать развитию игровой зависимости.
По данным глобальной сети Интернет владельцами сотовых аппаратов в 28% случаев становятся дети до 10 лет, в 35% и 33% подрастающее поколение в возрасте 11 и 13 лет соответственно, 3% приходится на 14-15 — летних граждан нашей страны, и лишь 1,5% подростков обзавелись мобильным телефоном после 16 лет.
Весь механизм формирования игровой зависимости основан на максимальном отдалении от реального мира и потребности в самоидентификации, принятии роли. Для зависимого человека обычная игра становится средством компенсации его личностных и бытовых проблем, игрок начинает идентифицироваться и реализоваться в игровом пространстве, а не в реальной жизни.
Согласно данным, которые приводит А.Г. Шмелев, процент «заядлых игроков» составляет 10-14%, а Orzack приводит гораздо большую цифру — 40-80% зависимых от компьютерных игр. В свою очередь, 10-11 лет – это возраст, в котором очень легко попасть под влияние.
Исследователи все чаще обращают внимание на опасности бесконтрольной игровой он-лайн деятельности. С.Е. Ernes подчеркивает, что он-лайн игры могут приводить к развитию таких негативных явлений, как усиление процессов метаболизма, интенсификации деятельности сердечно-сосудистой системы.

В 2013 году психолог Катерина Мурашова провела необычный эксперимент: 68 детей от 12 до 16 лет согласились остаться на 8 часов в одиночестве, без телевизора, компьютера и других электронных приборов, не пользоваться никакими средствами связи и ни с кем не общаться. При этом заниматься любыми другими делами – чтением, творчеством и т.д. – разрешалось. В результате только трое детей смогли дойти до завершения эксперимента – остальные прервали его через 2–3 часа, признавшись, что без привычных гаджетов они чувствовали страх, беспокойство, панику, а у некоторых появились даже мысли о суициде.
При анализе психологических факторов возникновения компьютерной игровой зависимости необходимо учитывать и возрастной аспект ее возникновения. Чаще в сеть компьютерной игровой зависимости попадают дети 11-15 лет. А.В. Гришина, проанализировав современные подходы к исследованию психологических факторов формирования компьютерной зависимости и рассмотрев психологические особенности младшего подросткового возраста, выделила две группы психологических факторов, которые могут способствовать игровой компьютерной зависимости в младшем подростковом возрасте.
Первая группа — индивидуально-личностные факторы, среди которых можно выделить: интеллектуальные и познавательные способности; уровень самооценки ребенка; коммуникативные способности, такие как склонность к общению или наоборот, замкнутость; склонность к риску; субъектность; тревожность; волевой потенциал; пол. Вторая группа — факторы социального окружения, в которую входят детско-родительские отношения; взаимоотношения с одноклассниками (статус и место в группе); круг общения вне школы.
Необходимо отметить, что в период 8-11 лет школьники считают друзьями тех, кто им помогает, разделяет их интересы и отзывается на их просьбы. Для взаимной симпатии и дружбы становятся важными такие качества личности, как доброта и внимательность, уверенность в себе, самостоятельность и честность.
   Учитывая такие возрастные особенности детей 10-11 лет, как слабая волевая регуляция, становится очевидным тот факт, что игры в мобильном телефоне провоцируют детей на систематическое невыполнение домашних заданий, а также пропуски школьных занятий, возможен и психологический отрыв ребенка от школы со всеми вытекающими отсюда последствиями.
    Многие исследователи рассматривают этот возраст как период «зенита любознательности», по сравнению с младшими и старшими детьми. Однако эта любознательность весьма поверхностна, а также практически полностью не связана со школьной программой. Недаром среди педагогов распространена шутка, что младший подросток знает все и интересуется всем, что не входит в школьную программу.
Тем не менее, интересы и склонности мальчиков часто направлены на относительно отдаленные предметы и явления, порою далекие от того, что могло бы входить в прямые обязанности мальчика. Отсюда более выраженная у мальчиков склонность отвлекаться на посторонние дела, заниматься не тем, что непосредственно требуется. Все эти особенности психологии мальчиков различных ситуациях определяют существенные различия в поведении их в сравнении со сверстницами.
В целом круг интересов мальчиков шире, чем у девочек. Мальчики имеют преимущество в знании чего-то особенного, более редкого, специального, но уступают девочкам в знании более простых и распространенных предметов и явлений.
В этом возрасте дети хвастаются друг перед другом своими умениями, навыками, достоинствами и играми, в которые они играют. Все делается для того, чтобы утвердить свое существование. Превосходство перед сверстниками признается нелегко. Мобильный телефон может выступать своеобразным показателем социального статуса, причем, зависящего не от собственных достижений ребенка в учебе, спорте или хобби, а исключительно связан с тем, насколько богаты его родители. В такой ситуации может возникнуть нездоровое соревнование между детьми и появление разногласий в семье. Все это может проявляться как у мальчиков, так и девочек.
Необходимо заметить, что половая принадлежность также как и возраст, является важной характеристикой при формировании социальных установок, и, несомненно, в значительной мере влияет на проблемы, связанные с использованием игр на мобильном телефоне. Ведь психологической зависимости от мобильных телефонов подвержены не все. В первую очередь она возникает у тех, кто вообще предрасположен к зависимости. Такие дети обычно отличаются низкой самооценкой, внушаемостью и привязанностью к авторитетам.

Если ребенка со сформировавшейся зависимостью от сотового телефона неожиданно лишить объекта привычки, у него возникает невротическая реакция, которую по аналогии с другими зависимостями можно назвать «ломкой» от отсутствия мобильного телефона. Такие особенности могут быть присущи как мальчикам, так и девочкам.
Проблема профилактики игровой увлеченности в мобильном телефоне в настоящее время особенно значима, поскольку современный ребенок взрослеет и развивается в напряженной социальной обстановке. Жизнь детей и подростков наполнена различными эмоциями, связанными со сложностями в отношениях с родителями или неблагополучием семьи, влиянием молодежной субкультуры, средств массовой информации, отсутствием материального достатка в семье и т.д. Следовательно, ребенок организует свое свободное время в связи со своими интересами, потребностями и возможностями.