Какой страх у Вашего ребёнка?
Страх… Что означает для Вас это слово, какие возникают воспоминания, ощущения?
Среди нас нет людей, не переживших это состояние в том или ином возрасте. Причины для страха, как и реакции на него, бывают разные. Нет большого или маленького страха, он просто есть, очень часто привнося дискомфорт и ограничения в нашу повседневную жизнь.
Когда возникает реальная или воображаемая угроза для жизни и здоровья, можно говорить о биологическом страхе.
Если беспокоит статус в социуме, проблемы в установлении контактов, связей, то речь идёт о социальном страхе. Социальный страх влияет на самооценку, формирует неуверенного в себе. В этой связи, человек скорее откажется от возможности достигать чего-либо в жизни, защищаясь, таким образом, от возможных ошибок и порицания, выберет позицию избегания.
У биологического страха есть важная функция – человек должен выжить! Сформировалась эта особенность в далёкие времена, когда люди охотились на мамонтов, жили в трудных условиях. У них не было защиты, но постепенно накапливались знания об опасностях. Складывался опыт о том, как можно уберечься от неприятностей, а зачастую и от смерти. Так появилось генетически заложенное чувство страха – защита человечества.
У людей есть базовые реакции на пугающие, тревожащие ситуации: бей, беги, замри. У каждого своя ведущая реакция на стресс, из трёх вышеперечисленных.
Если на вашего ребёнка жалуются, что он драчлив, значит его ведущая реакция «бей», он готов действовать.
Если ребёнок склонен избегать нового, тревожащего, уходит от решений, начинает увлекаться играми, погружается в мир своих фантазий, его ведущая реакция «беги».
Когда ребёнок впадает в апатию, становится вялым, его состояние можно сравнить с подобием ступора, то ведущая реакция «замри».
Нет «плохих» и «хороших» заложенных природой ведущих реакций, как нет «плохих» и «хороших» чувств, эмоций. Есть способы и возможность научиться распознавать причину возникающих реакций, их взаимосвязь с различными ситуациями, ограничивающими личность, часто социально деструктивными.
Можно обратиться к специалисту, начать психокоррекционную работу и помочь своему ребёнку адекватно справляться с различными жизненными задачами, своими ведущими реакциями, извлекая максимум опыта и ресурсов для успешного развития и его социализации.
С заботой о Вас, психолог Елена Катунина