Интервизия для психологов
Рада, что тема интервизии вас заинтересовала, и поэтому начну с определения, что же такое интервизия для психологов.

Интервизия — это формат горизонтального профессионального взаимодействия, при которой психологи обсуждают сложные (и не только сложные) случаи из своей практики, анализируют свои эмоции и реакции, делятся опытом, ищут решения, получая обратную связь и поддержку от коллег. То есть, все это происходит в поддерживающей среде.
Цель интервизии для психолога — не просто обсудить случай, но и найти способы улучшить свою работу.
Мне нравятся, когда в интервизионных группах участвуют психологи разных модальностей (например, когнитивно-поведенческой, гештальт-терапии, психоанализа, психодинамической, гуманистической, системной и др.), т.к. это расширяет пространство группы и дает возможность взглянуть на проблему с различных точек зрения, способствуя более глубокому анализу и эффективности в работе. Ну и, конечно, участники могут перенять техники и упражнения из других модальностей, применяя их в своей практике.
И тогда ценность интервизионных встреч включает такие компоненты, как:
- Профессиональное развитие:
- В группе формируется психотерапевтическое мышление: психологи учатся анализировать, находить альтернативные подходы и стратегии работы с клиентами.
- Обсуждение своей работы помогает психологу лучше осознавать свои эмоции, установки и профессиональные ограничения, т.е. развивает рефлексию.
- Интервизия помогает избежать профессионального и эмоционального выгорания, так как коллеги поддерживают и делятся опытом.
- Объективный взгляд на ситуацию: коллеги могут предложить новый взгляд на проблему (некое слепое пятно), который сам психолог мог упустить из-за эмоциональной вовлечённости, слияния с клиентом, контрпереноса или ограниченности собственного профессионального опыта.
- Эмоциональная поддержка: работа с клиентами часто связана с сильными эмоциями и сложными переживаниями, а интервизионное пространство может помочь психологу справляться с этим, чувствуя себя частью профессионального сообщества.
- Повышение качества работы: разделение с коллегами собственных сложностей в работе позволяет психологу лучше понять свои сильные и слабые стороны, что в дальнейшем способствует определению мишеней для личной терапии или супервизии.
- Обмен знаниями и опытом обогащает профессиональный арсенал («копилку») каждого участника группы.
Основные три важных момента в организации интервизионных встреч:
- Конфиденциальность: все обсуждаемые случаи должны оставаться в рамках группы, чтобы сохранить доверие клиентов.
- Уважение к коллегам: важно избегать критики и оценивания, фокусируясь на поддержке и конструктивной обратной связи.
- Структурированность: интервизия должна быть организована так, чтобы каждый участник мог высказаться и получить помощь.
Эти моменты необходимо довести до всех участников. В этой связи, принятие правил группы является ключевым моментом ее начала.
Кейсы, которые выносятся на интервизию, связаны не только с трудностями в работе с клиентами, но также и с этическими дилеммами или личными реакциями психолога на процесс терапии. Это, конечно, далеко не все темы для интервизионных встреч.
Приведу пару примеров кейсов, которые можно обсудить. Сразу замечу, что все примеры ситуаций собирательные (вымышленные), а совпадения — случайны.
- Случай с сопротивлением клиента:
Клиентка, 35 лет, пришла с запросом на работу с повышенной тревожностью, сложностями во взаимоотношениях, но на сессиях избегает обсуждения своих чувств, переводит разговор на бытовые темы. Психолог чувствует фрустрацию и непонимание, как выйти на чувства и двигаться дальше.
Например, в данном кейсе коллеги могут поисследовать возможные причины сопротивления (страх перед изменениями, недоверие к психологу), разобрать особенности формирования контакта и доверия, а также обсудить, как справляться психологу с собственной фрустрацией.
2. Случай «Завершение терапии«
Клиент, 35 лет, в терапии 9 месяцев. Сейчас хочет завершить терапию, о чем сообщает психологу на сессии. Психолог же считает, что работа еще не завершена.
В данном кейсе можно рассмотреть и другой вариант развития ситуации (сложности): психолог чувствует, что терапия зашла в тупик, но клиент не готов завершать процесс.
Что же можно поисследовать коллегиально в этом кейсе?
Например, как определить готовность клиента к завершению терапии. Как важно завершить терапевтические отношения? Ну и, как справляться с чувством незавершенности? Это лишь небольшой список тем(вопросов), которые можно вынести на обсуждение в группе по кейсу.
Резюмируя, можно говорить о том, что интервизия — это бесценный опыт взаимодействия в профессиональном сообществе, который дает профессиональный рост, как начинающих, так и для опытных психологов.
Автор статьи: Иванова Светлана