Развитие мозга подростка

  • 3
  • 1
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
    4
    Поделились

Часто родителям приходится объяснять, что происходит с подростком, и почему он не умеет контролировать свои эмоции: агрессивен, раздражителен. Не прогнозирует свое поведение, совершает необдуманные поступки, не берет ответственность за себя и свое поведение. Подросток растет и все изменения с ним и в его жизни, в том числе, непонятны и пугают его. Основная мысль в его голове: я вырос и уже не ребенок. А как дальше жить он еще не знает и не умеет. Признаться, в этом себе и окружающим боится. Задача родителей помогать подростку проживать этот сложный период. Быть терпеливыми и любить его.

Я хочу рассказать о особенностях мозга подростка и надеюсь эта информация будет полезна Вам – родители, учителя, воспитатели и преподаватели!

Скорее всего, Вы не удивитесь, что мозг 16-летнего подростка отличается от мозга восьмилетнего ребенка. Однако ученые с большим трудом смогли доказать это утверждение. Приподнять завесу тайны удалось после появления магнито-резонансной томографии (МРТ) — безопасного метода для изучения анатомии и физиологии мозга людей всех возрастов. Сейчас идут работы, в процессе которых исследуют тысячи обычных людей на протяжении всей их жизни. Выясняется, что созревание мозга проявляется не в увеличении размера, а в росте числа связей между разными его отделами и усилении их специализации.

Раньше нейробиологи объясняли рискованное, агрессивное или просто странное поведение подростков сбоями в работе мозга. Однако в последнее десятилетие появились важные исследования, опровергающие такую точку зрения. Подростковое поведение не объясняется незрелостью мозга или нарушениями в его работе. Мозг подростков приобрел функциональные отличия от мозга ребенка или взрослого.

Главная особенность подросткового мозга — способность изменять связи между разными отделами в ответ на воздействия окружающей среды. Такая пластичность на самом деле — палка о двух концах. С одной стороны, она позволяет совершить огромный прорыв в мышлении и социализации. Их поведение может становиться рискованным, но в то же время, они способны совершать резкие скачки в мышлении и быстро приспосабливаться к различным обстоятельствам.  С другой стороны, постоянное изменение структуры повышает вероятность появления опасного поведения и психических расстройств.

Как показывают результаты последних исследований, рискованное поведение возникает из-за несбалансированности работы лимбической системы и префронтальной коры. Лимбическая система отвечает за эмоции, она становится сверх активной в период полового созревания. Префронтальная кора контролирует импульсивность и обеспечивает разумность суждений. Префронтальная кора продолжает развиваться до 20 лет. Кроме того, в наше время половое созревание начинается раньше, поэтому период такой несбалансированности увеличивается.

Для появления взрослого поведения важен не размер этих структур, как считалось ранее, а пластичность связей между ними. Зная, что у молодых людей происходит усиление разрыва между эмоциональными и отвечающими за здравый смысл отделами мозга, можно помочь родителям, учителям, преподавателям и самим подросткам понять, что рискованность действий, поиск острых ощущений, разлад в семье и со сверстниками не означает наличия умственных или эмоциональных проблем. Оказывается, что в подростковый период происходит значительное увеличение связей в структурах, отвечающих за наши способности принимать взвешенные решения, ладить с окружающими и осуществлять долгосрочное планирование, что значительно повлияет на его дальнейшую жизнь.

Лимбическая система под воздействием гормонов начинает сильно меняться как раз с началом полового созревания (обычно между десятью и 12 годами). Эта система отвечает за эмоции и получение подкрепления. Взаимодействуя с префронтальной корой, она провоцирует подростка к поиску новых впечатлений и риску, а также повышает интерес к отношениям со сверстниками. Такое поведение биологически обусловлено и наблюдается у всех социальных млекопитающих. Оно заставляет молодых особей покидать комфортные и безопасные семьи и исследовать новые территории в поисках новых отношений. Такое поведение генетически улучшает популяцию, препятствуя близкородственному скрещиванию (инбридингу), но оно же и представляет опасность, особенно если встреча с такими современными соблазнами, как наркотики, огнестрельное оружие, быстрая езда,  которые не сдерживается
здравым смыслом. Это связанно с тем, что префронтальная кора — управляющий отдел мозга развивается позже.  А она отвечает за многие наши способности, такие, например, как организованность, принятие решений, планирование, а также контроль над эмоциями.

Важная особенность префронтальной коры — способность создавать представления типа «что было бы, если…» с помощью мысленного путешествия во времени, т.е. рассматривать прошлое, настоящее и предполагаемые будущие последствия, моделируя это в уме, вместо того чтобы подвергать нас потенциально опасной реальной проверке. Когда мы взрослеем, управляющий отдел мозга дает нам возможность выбирать большое вознаграждение в долгосрочной перспективе вместо маленького сиюминутного. Кроме того, префронтальная кора необходима для формирования социального знания — способности ориентироваться в сложных отношениях между членами сообщества, отличать друзей от врагов, искать поддержку в группе и осуществлять главную задачу подросткового возраста — привлечение полового партнера.

Если понимать, что мозг в этом возрасте — уникальная быстро меняющаяся структура, то родителям, обществу и самим подросткам будет легче управлять рискованным поведением, они смогут лучше использовать имеющиеся возможности. Родители, зная о том, что управляющие функции префронтальной коры еще не до конца развились, не будут принимать близко к сердцу выкрашенные в розовый или зеленый цвет волосы своей дочери, а будут понимать, что здравомыслие появится в дальнейшем.

На подростковый возраст приходится пик возникновения некоторых видов психических расстройств, включая тревожные расстройства, биполярное расстройство, депрессию, нарушения пищевого поведения, психозы и наркоманию. У половины людей с психическими расстройствами симптомы заболевания проявляются до 14 лет, а у 75%—до 24 лет. Игнорировать эти факты было бы не разумно, родителям надо быть внимательными к поведению подростка, его жалобам. Многие родители говорят: «не переживай, все пройдет, возьми себя в руки, думай только о учебе, будь сильным, не жалуйся и т.п.» Это не является помощью подростку, ему нудна поддержка, сочувствие и включенность родителей. Игнорирование и ничего не делание с жалобами или странностями в поведении подростка – является большой ошибкой. В наше современное время общество предоставляет большие возможности, такие как оказание психологический, психотерапевтической или психиатрической помощи если это будет в интересах психического здоровья подростка.

Важно знать: подростковые годы — это переломный момент, определяющий, вырастет ли человек мирным или же агрессивным. Можно, например, использовать стремление к творчеству и находчивость, свойственные уникальному подростковому возрасту. Во всех культурах именно подростков проще всего завербовать в солдаты или в участники террористической организации, но с другой стороны, в этом возрасте легко повлиять и на становление будущих учителей или инженеров.

Надеюсь, что самих подростков новые нейробиологические открытия могут побудить начать интенсивно осваивать те навыки, которые они хотят закрепить на всю жизнь. У них есть восхитительная возможность сформировать свою личность и оптимизировать работу мозга в соответствии с тем будущим, которое они для себя выберут.

С заботой и любовью, Светлана Ефимцева!