Психологическая поддержка и помощь пожилым людям по профилактике дезадаптации в посттрудовой период

  •  
  • 2
  •  
  •  
  • 3
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
    5
    Поделились

В современной литературе, да и на практике, не так много уделяется внимания работе с пожилыми людьми, а психологическая поддержка и помощь нужна каждому пожилому человеку. Если же речь идет о пенсионере с признаками психосоциальной дезадаптации и депрессии, то такая потребность возрастает вдвойне.

В зависимости от того, как пожилой человек сумеет преодолеть этот кризис, будет зависеть процесс его адаптации и возможность активной полноценной жизни.

В связи с этим мне хотелось бы представить особенности психологической работы по профилактике дезадаптации в посттрудовой период пожилого человека.

Итак, психопрофилактическая работа может быть организованна в два этапа:

1. Подготовка к выходу на пенсию.

2. Работа с пожилыми людьми в посттрудовой период. На каждом этапе существуют свои цели и способы их реализации.

I этап – подготовительный, должен начинаться задолго до выхода на пенсию.

Психологический смысл этого этапа в том, что человек переживает неизбежный процесс изменения статуса и образа жизни вначале умозрительно, до того как реально с ним встретится, а значит успевать привыкнуть, адаптироваться и избежать стрессовых ситуаций.

Основные формы психологической работы:

1. Психологическое просвещение.

Эта форма работы предполагает массовое обучение по специальной литературе (брошюры, памятки). В этой литературе может быть представлена информация об особенностях пожилого возраста, об основных трудностях, с которыми может столкнуться пожилой человек при выходе на пенсию. Она наиболее доступна, но невозможность индивидуального подхода снижает ее эффективность.

2. Консультирование.

Основным достоинством данного метода является индивидуальный подход и устная форма подачи материала. В процессе консультирования появляется возможность расширить представления пожилых людей об образе жизни в посттрудовом периоде, а также помочь решить различные психологические проблемы, которые могут затруднить процесс адаптации к пенсии.

Пожилому человеку можно посоветовать:

— чтобы не попасть в ситуацию одиночества, не позволять себе замыкаться в четырёх стенах, чаще бывать на людях и помнить, что одиночество не создаётся другими людьми, мы создаём его сами;

— постараться не угодить в ловушку апатии, при которой у пожилых людей снижается активность, возникают тревога, страх, мысли о смерти;

— не поддаваться искушению, проникнуться жалостью к себе. Лучше отдать часть сил и времени другим людям, помочь нуждающимся;

— не поддаваться безнадёжности и отчаянию. Мысли о том, что «впереди ничего, кроме смерти», «жизнь закончилась», приводят к безнадёжности и бесполезности.

3. Групповая работа.

Создание подготовительных групп по специально разработанным правилам. Отбор и формирование групп можно проводить из тех пожилых людей, которые характеризуются негативным отношением к выходу на пенсию.

Принципы комплектования подготовительных групп:

— Производственный, т.е. подготовка к пенсионному периоду осуществляется в организациях и на предприятиях. Этот принцип создания обеспечивает организацию мероприятий и облегчает первый этап обучения, связанный со знакомством членов группы друг с другом. Но у него есть и слабые стороны, т.к. пожилым людям предоставляется возможность расширить круг общения, завязать новые социальные связи.

— Территориальный принцип (с учетом места жительства).

Основное достоинство этого принципа — возможность поддержания постоянных контактов между людьми, живущими в непосредственной близости друг от друга.

Формирование подготовительных групп может проводиться по любому их этих принципов.

В зависимости от особенностей группы, различные будут содержания программ работы. Это могут быть коммуникативные тренинг, тренинг креативности, сенситивности, уверенности в себе.

Эта форма работы создает предпосылки интеграции будущих пенсионеров в коллективе, благотворно влияющие на процесс адаптации.

Обучающие процессы помогают людям пожилого возраста вести себя адекватно к постоянно меняющимся требованиям окружающей среды. Часто способность пожилых людей к обучению недооценивается, тогда как в большинстве случаев в результате тренинга они не только восстанавливают утраченные функции и навыки, но и вырабатывают новые.

На Западе широкое распространение получил тренинг когнитивных навыков, считающихся одним из самых эффективных и развитых методов психотерапии в работе с пожилыми людьми. Э.Д. Смит приводит отдельные фрагменты тренинга когнитивных навыков, которые просты, доступны любому старому человеку и способствуют значительной компенсации слабовыраженной когнитивной дефицитарности. Такие занятия, как разгадывание кроссвордов, пополнение знаний языков, истории или иной дисциплины путем чтения, посещения специальных лекториев или клубов, — особенно эффективная форма обучения, поддерживающая функции внимания, памяти, логического мышления.

В то же время зарубежные специалисты рекомендуют крайне осторожно использовать групповые психотерапевтические методы в работе с пожилыми людьми. Основной механизм этой системы методов — создание эффективной обратной связи, позволяющий человеку адекватнее и глубже понять себя, увидеть собственные неадекватные отношения и установки, — ввиду особенностей изменения личности в поздних возрастах может создать ситуацию, провоцирующую повышение уровня тревожности, озабоченности пожилых людей, углубление депрессии. В связи с этим, среди противопоказаний к использованию групповых техник в работе с пожилыми людьми специалисты отмечают выраженные «заострения» личностных черт пожилых, сильные депрессивные симптомы, снижение слуха, затрудняющее участие в групповых дискуссиях.

В то же время групповые занятия могут быть полезны, когда пожилые люди объединены общими заботами и интересами, разделяют проблемы друг друга, могут использовать группу для получения информации и организации поддержки.

Старые люди охотно участвуют в различных формах занятий, связанных с отдыхом и развлечениями: оздоровительных и автобусных экскурсиях по интересным местам, пеших прогулках и пикниках, настольных играх, разгадывании кроссвордов и т.д.

В клубе пожилой человек может заняться столярными работами, ткачеством, моделированием, кройкой и шитьём, вязанием, вышиванием, шорными работами, фотографией, огородничеством, плетением корзин, собиранием трав и многим другим. Деятельность в этих областях часто сопровождают конкурсы, выставки работ или распродажи. Средства от распродаж пополняют клубный бюджет. Члены секции ручных работ могут изготовить предметы, необходимые для нужд клуба, обеспечить ими организации и людей, которых опекают, эти изделия можно использовать в качестве призов в лотереях.

Клуб пожилого человека может стать местом встреч для коллекционеров, организации выставок коллекций.

II этап. Работа с пожилыми людьми в посттрудовой период.

1. Работа с дезадаптированными пожилыми людьми после выхода на пенсию.

2. Работа с родственниками пожилых людей.

Процесс взаимодействия с дезадаптированными пожилыми людьми может быть организован как в индивидуальной, так и групповой форме. При построении программы работы важно учитывать личностные особенности пожилых людей, обеспечивающие успешную адаптацию после выхода на пенсию. На основе анализа этих особенностей можно выделить следующие блоки работы:

—         Работа по формированию адекватной самооценки, т.к. пожилые люди с низким уровнем адаптации в посттрудовой период характеризуются низким уровнем самооценки, зачастую не удовлетворены собой.

—         Работа по формированию интернального контроля, т.к. люди с низким уровнем адаптации полагают, что большинство событий их жизни является результатом случая или действия других людей. Важно чтобы пожилые люди приняли на себя долю ответственности за то, что происходит в их жизни, поняли, что очень многое зависит от них.

На этом уровне возможно эффективной будет групповая работа.

—                     Работа по повышению социальной активности неработающих пенсионеров, т.к. с завершением трудовой деятельности у некоторых пожилых людей, как мы определили в нашем эмпирическом исследовании, появляется ощущение ненужности родным и близким, развивается чувство бесперспективности дальнейшей жизни.

Рациональная адаптация и правильный выбор занятий в сфере досуга и отдыха являются существенным положительным фактором социальной адаптации к пенсионному периоду.

С выходом на пенсию у человека появляется больше свободного времени, и это может сказать на него благотворное влияние. Интересное проведение досуга может принести пожилому человеку чувство удовлетворения, поэтому необходимо представить реальные возможности для разностороннего проявления социальной активности личности как предпосылки рационального образа жизни и пассивность время провождения отрицательно сказываются на психологическом здоровье пожилого человека, приводя к преждевременному старению, то существует необходимость:

1. Формировать в общественном мнении представления о пенсионном периоде как об активном этапе жизни.

2. Ориентировать пожилых людей на всесторонний поиск полезных и значимых занятий, соответствующих их индивидуальным склонностям, интересам, способностям.

При этом важно, чтобы пожилой человек имел возможность выбирать самому себе вид деятельности, в соответствии с внутренними интересами.

Здесь возможна организация различных кружков и курсов по интересам (вязание, изготовление различных поделок, изучение искусства и др.). Организация клубной работы помогает решить еще одну важную проблему пожилого возраста — наладить процесс взаимодействия пожилых, общение.

— У пожилых людей с низким уровнем адаптации существуют проблемы в общении с другими людьми. Они не удовлетворены общением и считают, что многие вещи находятся вне сферы их контроля. Не смотря на то, что они нуждаются в поддержке близких, ожидают от них заботы, у них низкий уровень принятия других людей, они воспринимают других негативным образом.

Уверенность в своей социальной никчемности и пессимизм по отношению к другим препятствуют им наладить общение. Во время разговора они мало заинтересованы в собеседнике, что оставляет негативные впечатления. Поэтому важно создать условия для оптимизации процесса общения.

Таким образом, психологическая работа с дезадаптированными пожилыми людьми должна быть направлена на стимулирования исполнения активной социальной роли, общения с окружающими и поддержания позитивного самосознания, психологического спокойствия, активности и жизнерадостности.