Если у Вас или у Вашего ребенка есть нарушения речи

  •  
  • 2
  •  
  • 8
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
    10
    Поделились

Уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки!
Все, кто занят воспитанием, рано или поздно сталкиваются с проблемами непонимания своих детей. Иногда это непонимание бывает буквальным: ребенок что-то говорит, а его не понимают.

Пока всё укладывается в возрастные рамки, это не беспокоит родителей. Но когда уже пора бы и нормально разговаривать, а ребенок продолжает «лепетать», родители обращаются за помощью к логопеду.
Устранением ошибок непонимания занимаются логопеды психологи и дефектологи.
Логопед поможет Вам определить речевое нарушение. В простых случаях, если у Вашего малыша нет серьезных логопедических проблем, логопед подскажет, как Вы сможете самостоятельно помочь малышу, а в случаях, когда без специальной логопедической помощи не обойтись, логопед предложит занятия либо у Вас дома, либо в своем логопедическом кабинете. Логопед научит Вас, как правильно делать логопедическую гимнастику с малышом, объяснит важность артикуляционной гимнастики для развития правильной речи. Логопед покажет Вам упражнения для пальчиковой гимнастики, так как развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием речи.
Логопед занимается не только постановкой звуков, хотя именно это больше всего тревожит родителей. Логопедическая помощь ведется в разных направлениях и направлена на развитие всех сторон речи: расширяется словарный запас, воспитывается фонематическое восприятие (умение на слух воспринимать и различать звуки родного языка), формируется грамматический строй речи (умение образовывать новые слова, связывать слова в предложении, правильно употреблять падежные окончания слов и т. д.) и связная речь (умение грамотно высказываться, составлять рассказы по картинкам из собственного опыта, а также сочинять сказки, фантазировать).
Таким образом, основная логопедическая задача — развитие речи как средства коммуникации. Человек живет в социуме, речь развивается по подражанию. Если с ребенком много и правильно общаются, если нет проблем в строении артикуляционного аппарата, сохранны слух, зрение, интеллект, то речь может появиться онтогенетически. Но если какой-то из вышеперечисленных факторов нарушен, логопед подскажет, к какому специалисту необходимо показать ребенка. При некоторых нарушениях необходима комплексная помощь, тогда логопед работает в тесном сотрудничестве с детскими врачами. Если нет необходимости в медицинском обследовании и вмешательстве, логопедических занятий с опытным логопедом бывает достаточно, для того, чтобы ребенок научился правильно и четко разговаривать.
Наши логопеды владеют логопедическим массажем – ручным и инструментальным.
Индивидуальные занятия проводятся утром и в вечернее время.

Нарушения  в речи ребенка — довольно часто встречающийся факт. Исправлением речи детей занимается специалист — логопед. Широко распространено мнение о том, что логопеды только «ставят» звуки, т.е. исправляют не­правильное произношение. Это не сов­сем так. Глобальной целью логопедиче­ского воздействия является развитие всей речевой системы в целом, а имен­но: развитие общей речевой активности, накопление словаря, развитие физического и речевого слуха, развитие грамма­тической стороны речи, обучение навыкам словообразования и словоизмене­ния, развитие артикуляционной моторики, развитие связной речи и, наконец, коррекция произношения.

В ло­гопедической помощи нуждаются по разным причинам.

Это зависит от характера нарушений речи:

  1. Если ребенок неправильно произносит отдельные звуки, как правило, [л] или [р], особый трагедии в этом нет — сей­час. Но позднее… есть вероятность того, что такое отклонение от нормы помешает ему в подростковом или старшем возрасте? Своевременно обратившись к логопеду, это нарушение речи можно исправить буквально за несколько занятий, а переучиваться в более старшем возрасте во много раз сложнее…
  2. Если ребенок не­правильно произносит некоторые звуки и вдобавок нарушен фонематический (речевой) слух, что не позволяет ему чет­ко различать звуки родного языка, это может привести к нарушению чтения (дислексия) и письма (дисграфия) в школе. Можно пустить все на самотек, обеспечив ребенку плохую успеваемость по русскому языку, стрессы и барьеры непонимания в общении, а мож­но 3-4 раза в неделю походить на занятия к логопеду и исправить эту ситуацию.
  3. Есть еще более сложные нарушения речи, которые указывают на задержку речевого развития ребенка и требуют особого терпения и усилий со стороны родителей, потому что игнорировать подобные нарушения речи ребенка невозможно…

Следует сказать, что любое нарушение речевой деятельности может привести к неприятным последствиям. Например, нарушения фонематического слуха, артикуляционной моторики, слоговой структуры слова затрудняют изучение иностранных языков. Нарушение связной речи, неумение составить пересказ и рассказ приведут позднее к проблемам в изу­чении литературы, биологии, истории, ге­ографии, где тоже потребуются связные ответы и высказывания. Нарушение мел­кой моторики (т.е. движений пальцев рук) повлечет за собой трудности в обучении письму, рисованию, труду.

Если у Вас или у Вашего ребенка есть нарушения речи, наш логопед:

  • поможет Вам оценить сложившуюся ситуацию;
  • отметит, какие есть отклонения в говорении, понимании, общении;
  • установит, какие стороны речи и психической деятельности необходимо развивать и корректировать.

Работа логопеда с начинается с логопедического обследования: сбор анамнестических данных, обследование состояния органов артикуляционного аппарата (жевательных, мимических мышц, мышц языка, губ, щек, мягкого неба), состояния звукопроизношения (как изолированных звуков, так и звуков в слоге и слове), слуховая дифференциация звуков, грамматического строя речи, состояния связной речи. После чего для Вас или Вашего ребенка будет составлена индивидуальная коррекционная программа, подобраны необходимые задания и упражнения.

На индивидуальных занятиях с детьми проводится:

  1. Дыхательная гимнастика (формирование длительной, сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков);
  2. Артикуляционная гимнастика (различные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата);
  3. Пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие моторики пальцев рук);
  4. Постановка звуков разными способами;
  5. Автоматизация звуков в речи;
  6. Дифференциация звуков в речи;
  7. Обогащение словарного запаса.

Все это способствует совершенствованию моторных навыков, координации, ориентировки в пространстве и конструктивного праксиса. Эта работа увязывается с развитием речевых навыков и формированием соответствующих понятий. В основу ее положено формирование углубленных представлений, реальных знаний детей об окружающем мире. На этой предметной базе строится развитие их речи.

Текст для публикации взят из статьи Т.А.Воргуль