Неврозы у детей и подростков

  • 8
  • 2
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
    10
    Поделились

Большинство родителей не понимают, почему у ребенка внезапно происходит истерический плач, появляется беспокойный сон, ночной плач, различные страхи. Зачастую причиной этого состояния может являться невроз.

Рассмотрим симптоматику детских неврозов.
Для того чтобы определить заболевание, необходимо знать его симптомы:
— анорексия;
— высокая беспокойность или озабоченность;
— заикание;
— навязчивые страхи;
— нервные тики (подергивание головой, моргание, облизывание губ);
— отсутствие аппетита;
— рвота или учащенные срыгивания;
— склонность к уединению;
— тревожный сон;
— удрученное состояние;
— энурез.
Существует несколько видов неврозов. В книге А.И. Захаров «Неврозы у детей»  они перечисляются так:
1. Невроз страха. У ребенка появляются необъяснимые приступы страха и беспокойства, эти симптомы длятся до получаса. Зачастую данные состояния происходят перед сном, возможны галлюцинации. До семи лет ребенок обычно боится оставаться один, его пугает темнота и разнообразные фантастические субъекты. Боязнь школьников зачастую относится непосредственно к школьным проблемам.
2. Невроз навязчивых состояний. Он бывает двух видов: — обессивный — характеризуется разнообразными навязчивыми действиями; — фобический — страх перед замкнутым пространством.
3. Депрессивный невроз. Зачастую возникает в подростковом возрасте. Для него свойственны следующие симптомы: низкой самооценкой, состоянием плаксивости, бедной мимикой, заторможенными движениями, отсутствием аппетита, нарушением сна.
4. Истерический невроз. Зачастую встречается в дошкольном возрасте. Проявляется падением на пол с криками и слезами, ударами о твердую поверхность, иногда приступами респираторного типа.
5. Астенический невроз. Определяется вспыльчивостью, состоянием раздражительности и слезливости. Для этого расстройства характерны такие симптомы, как бессонница и отсутствие аппетита. Встречается у учеников средних и старших классов из-за непомерной загруженности дополнительной внешкольной деятельностью.
6. Ипохондрический невроз. Зачастую отмечается в подростковом периоде. Проявляется в чрезвычайной заботе о здоровье, навязчивой боязни разнообразных болезней.
Формирование невроза происходит на фоне субъективного представления личностью действительности, приводящее к расстройству психических функций. Как негативная, так и позитивная характеристика событий формируется исключительно субъективным отношением личности к ней, при этом само событие носит абсолютно нейтральный характер.
Главную роль в развитии невроза играет психологический внутренний конфликт, состоящий из несовместимых, противоречивых отношений личности к проблеме, событию.

Стойкое нарушение сна – верный спутник неврозов.
К возрастным особенностям возникновения неврозов у детей относятся — — резкие изменения в жизни ребенка в период кризиса 3-х лет (переезд, детский сад, изменение состава семьи и др.), далее в 6-7 лет – поступление в школу, 10-11 лет начало подросткового периода, 14-16лет бурные гормональные изменения в теле подростка, 16-17 лет – поступление в высшие учебные заведения, ответственность за выбор жизненного пути. Невротические реакции характеризуются повышенной возбудимостью ребенка, нарастанием внутренних конфликтов, нервозностью характера, повышенной требовательностью к себе, формированием самооценки.
Говоря о, так называемом, врожденном неврозе, следует отметить возможные его причины: эмоциональный стресс у матери во время беременности, угроза выкидыша, трудные роды, нежелательный ребенок, хронические заболевания у матери женской половой сферы. Сущность невроза заключается в несоответствии между возможностями личности и требованиями социальных установок (значимых для ребенка людей). Можно говорить так же о плохой социальной адаптации.
Невроз носит внутренний, чаще неосознанный характер и сопровождается чувством вины, страха, беспокойства, связанными с травмирующим опытом и страхом изменения «Я». Преобладающими факторами для развития неврозов являются неразрешимые семейно-бытовые конфликты между членами семьи. Основными конфликтами являются: соперничество за власть в семье, неправильные стили воспитания, завышенные требования к одному из супругов или ребенку, неосознанное родительство (нет четкого понимания родительской задачи), возрастные, семейные кризисы.
При анализе развития людей страдающих неврозом, часто присутствует такое нарушение воспитания как гиперопека, приводящее к неразвитой самостоятельности ребенка, инфантильности, неуверенности к себе. В таких семьях взрослый, чаще всего испытывает безосновательный панический страх за своего ребенка по малейшему поводу, складируя в детскую незрелую личность свои страхи и опасения, заражая ребенка напряженной тревогой. Таких детей сразу можно выявить по плохой адаптации к детскому саду.

Из-за расхождения между требованиями родителей соблюдать повышенную осторожность, которая проявляется в замкнутости, отстраненности, безынициативности и требованием социума, детского коллектива, где приветствуется проявление веселости, общительности, смелости. У ребенка появляется капризность, страхи, нежелание идти в детский сад.
Довольно четко прослеживается нарастание невротических реакций у членов семьи, начиная с предыдущих поколений. Нарушения невротического характера достигают своего апогея в заболевании ребенка. Можно заметить, что на протяжении трех поколений (прародители — родители — ребенок) внешнее проявление конфликта снижается, он уходит вовнутрь. Так, например, в следующем поколении женщина, не проявляет такой же силы авторитарность как ее мама, но у нее возрастает уровень невротизма.
Главным патогенным фактором, проходящим «красной нитью» через все поколения, является психотравмирующий опыт межличностных отношений. Основная трагедия для личности ребенка разворачивается в родительской семье. Жена, не имея хорошей эмоциональной близости со своим отцом, подсознательно старается восполнить ее с мужем, но это абсолютно невозможно, формируя здоровую психологическую атмосферу семьи. Так же как и для мужа, который хочет видеть в жене заботливую, безусловно любящую свою мать.
Не получив желаемого, отец, пытается сблизиться с дочерью, мать с сыном, образуя, таким образом, эмоциональные браки со своими детьми. Эта патологическая эмоциональная привязанность делает невозможным полноценное развитие личности ребенка, что является почвой для развития делинквентного поведения, а так же неврозов. Неврозом навязчивых состояний, неврозом страха чаще страдают дети, в прародительских семьях которых не было достаточно эмоционального тепла. Недостаток тепла и заботы приводит к ощущению одиночества и тревоги у ребенка (в данном контексте мамы, папы ребенка, болеющего неврозом). В дальнейшем, уже в своей семье, будучи родителем, такой недолюбленный ребенок старается компенсировать то, что не было у него, гиперопекой по отношению к своим детям, защищая себя, таким образом, от чувства одиночества и отчуждения. Из этого следует, что в гиперопеке нуждаются не столько дети, сколько сами родители, для которых она выполняет своеобразную психотерапевтическую роль.
Одним из подтверждений данного феномена является явное ухудшение эмоционального состояния матери, при явном улучшении психического состояния ребенка в процессе психотерапии. Уменьшение проявлений страха, тревоги у ребенка делают менее актуальную чрезмерную заботу о нем. При этом невротическая потребность матери в заботе о своем ребенке становится неудовлетворенной. Привычный путь избавления от внутренней необъективной тревоги блокирован. «Вылезает» наружу ощущение собственной ненужности, отсутствие смысла жизни. Это часто приводит к тому, что мать отказывается от дальнейшего лечения ребенка и уходит из терапии, находя множество поводов и объяснений для этого.
Поэтому лечение невроза у ребенка должно быть комплексным с психотерапией всей семьи. А с «тревожной» матерью необходима индивидуальная работа психолога, психотерапевта.

(Материал взят из книги А.И.Захарова «Психотерапия неврозов и у детей и подростков», которую можно найти в нашей группе в ВК).